В чужом глазу соринки

От автора: Текст этот написан по следам прошедшей игры «Мальтийский страус», но никакого прямого отношения к ней не имеет. Просто на диво ярко проявилась тенденция, которую я подмечаю довольно давно…


 Играть хорошо, ярко и, главное, правдоподобно нам позволяют знания, накопленные за жизнь или непосредственно при подготовке к каждой конкретной игре. Но кому-то для того, чтобы понять собственного персонажа, и как следует разобраться в окружающем его мире, надо прочитать пару монографий и десятки художественных книг, посмотреть пяток фильмов и прослушать подкаст профессора-историка, а другому, в принципе, достаточно материалов, которые выложили мастера, и уверенности в себе.

Но в какой-то момент эти двое встретятся в пространстве игры и… ОБА будут недовольны. Потому что один будет считать, что другой недозагружен, не сечет фишку и упускает яркие моменты, а для второго его напарник по игре будет раздражающим всезнайкой, с которым невозможно иметь дело, потому что на каждое «а давайте!» у него есть весомый аргумент, почему так не может быть вообще. Так что не только в недоскональной подготовке к игре есть свои минусы. Как показывает практика, во многом знании тоже бывает много печали.

Но все это полбеды, пока на игре не встречается профессионал своего дела, или просто хорошо поднаторевший в этом деле игрок, и тот, кто такого профессионала только лишь изображает. Признайтесь, у вас тоже иногда возникало желание вмешаться и начать давать советы? И разбить тем самым к чертовой матери и без того хрупкую ткань игры…

И потому, если на игре планируется хоть как-то затронуть ту или иную профессиональную деятельность, давайте предполагать, что персонаж-хирург умеет делать операции (хотя игрок накладывал до этого швы только на заплатку на джинсах, и то не без помощи со стороны), а персонаж-полицейский не забывает зачитать арестованному миранду, потому что для него это – рутина (хотя игрок вообще может не знать о существовании такой нормы американского права). Эти моменты должны быть или регламентированы правилами «не зачитал – отпустил задержанного», «плохо наложил швы – мы его потеряли», или мастерам надо писать простыни текстов, чтобы у всех участников регаты были более-менее одинаковые знания о происходящем, и тогда можно ловить на ошибках тех, кто не прочитал нужное до игры, или на эти моменты надо приподзакрывать глаза, вот прямо в правилах битым словом про это приподзакрывание писать, если необходимо. Понятно, что на какой-то игре будет важно, кто как кладет хирургические швы, кто насколько хорош в собирании винтовки Мосина на скорость и кто знает таблицу Менделеева наизусть, но, думаю, о такой особенности игры мастера своих игроков обязательно предупредят. А для других игр, коих большинство, хотелось бы выработать ряд умолчаний о толерантности.

Иначе мы же можем и до мышей…

Разобьемся на сферы профессиональной деятельности и пойдем учить других игроков быть врачами, психотерапевтами, полицейскими, военными, поварами и пилотами самолетов. Представляете, как всем будет весело и приятно? Я буду стоять за плечом у игрового психотерапевта и говорить: «Это уже пятое нарушение врачебной этики, положи лицензию на стол!». Пес-батончик станет экзаменовать игровых хирургов, и что-то мне подсказывает, что этот экзамен сдадут далеко не все, кто играет, играл или собирается играть медиков. Не завидую так же журналистам, юристам и айтишникам всех мастей… А если на игре придется выезжать даже не на общем уровне знаний? Если мы будем играть про, страшно сказать, НИИ?!

 

Если так пойдет, мы или будем играть только в то, в чем разбираемся досконально, и тогда на каждой игре у нас будут станки-станки-станки, или играть в какие-то аморфные общества, без узкой специализации, профессиональной деятельности, а еще хорошо бы без культуры и этикета, ведь кто-то может лучше других разбираться в том, как жили при дворе польского магната в XV веке, и, на всякий случай, без моды, ведь можно же и до пуговиц докопаться.

 

Да и играть всегда только себя тоже не панацея. Я уверена, что даже матерого юриста, играющего юриста, другой игрок, которому просто повезло накануне игры прочитать нужный факт, сможет поймать на нестыковке – незнании пункта 186.4.5.2 кодекса такого-то за такой-то год известного штата тогда еще недо-США. Но, надеюсь, не станет, ведь его персонаж бывалого моряка никак не должен лучше блестящего бостонского адвоката разбираться в нормах имущественного права. Кстати, об этом малоизвестном факте могут не знать даже мастера, и тогда в тартарары покатиться не только игра и настроение одного отдельно взятого бостонского адвоката, но и весь сюжет игроков на десять, построенный вокруг дележа наследства покойного мистера Н.

Я уверена, что даже на только что прошедшей игре (как и на абсолютно ВСЕХ других, прошедших и будущих) многие придержали мнение и знания игроков, чтобы не давить на персонажей и играющих их товарищей морально. Думаете у нас у всех было одинаковое представление и уровень знаний о том, как функционирует киностудия, чем дышит редакция газеты в 40-е или как живут в пансионе для незамужних девиц? Да черта с два! Более того, игроки, которые лучше разбирались в какой-то теме, вовсе не обязательно «работали» в том месте, где могли бы ее максимально полно применить. И не бегали к соседям с замечаниями.

Так что, как по мне, это ролевые игры, здесь джентльменам (и роковым женщинам, конечно) верят на слово, если те не творят совсем уж откровенной дичи. Да, можно и нужно подсказать, где игрок ошибся, но лучше сделать это после игры, он учтет на будущее. Ну, или шепните на ушко в процессе, не делайте из этого сцену.

 

Я не призываю закрывать глаза на все подряд ошибки, анахронизмы (хотя в речи мы их традиционно постоянно прощаем), крупные просчеты и промахи. Но я прошу не цепляться к мелочам, свойственным той или иной профессии, о которых вы в силу жизненного опыта или начитанности знаете, а ваш визави, который при этом играет как раз представителя этой сферы деятельности – нет. Мы по-прежнему играем не на корову. Давайте перестанем ловить товарищей по игре за руку – они не карточные шулеры и не пытаются вас обмануть, они просто не идеальны. Как, впрочем, и вы сами. И если вы искренне уверены, что вы никогда не совершаете ошибок, играя светило медицины или физика-ядерщика, не имея многолетнего опыта в этой сфере в реальной жизни, то у вас, боюсь, есть некоторые проблемы с самооценкой. Другие подыгрывают вам (вот честно-честно, подыгрывают), а вы помогите другим.

Это, если угодно, тоже своего рода сотворчество, о котором сейчас столько говорят…

Добавить комментарий