«Мастер в гости» от Лароша: счастье для всех, даром, и пусть никто не уйдет обиженным.

Сегодня вечером откроется запись на первые игры проекта «Мастер в гости» — нового, необычного и на наш взгляд крайне интересного формата. И, поскольку всегда хочется знать, откуда ноги растут у неожиданных вещей и какие неочевидные штуки скрываются за фасадами разных явлений, мы расспросили о «Мастере в гости» отца-основателя проекта — Лароша.


Расскажи, что такое «Мастер в гости» в двух словах? 

Привозим мастеров. Они делают игры, непохожие на наши. Потом можно пообщаться с мастерами и понять, что безумные, необычные и нестандартные игры делают такие же люди, как мы. И немедленно стырить методики.

Откуда взялась такая идея?
Ларош

Я прошлой осенью увидел (благодаря тому же Вай Цзы, которого мы везем в числе первых — причем не специально везем, так удачно совпало), что в России делают не требующие подготовки и антуража игры, похожие по подходу на нордики, а по забористости — на «наши» игры. Ну это, понятно, субъективная оценка, что забористо, а что нет. Я просто сыграл в какие-то игры и впечатлился. Я думаю, будет понятно, если я скажу, что в моем видении «наши», если угодно, «лесные» ролевые игры — куда более лихие, хулиганистые и опасные в смысле отношения к тому, с чем играем и как играем.

И вот оказалось, что там, где у нас павильонки пошли по пути технического усложнения, когда на игру для десяти человек и одной комнаты надо записываться за полгода и много готовиться (я утрирую, друзья), где-то на далеком Урале стали писать игры, с одной стороны, очень «наши» по духу и лихости, и с другой стороны, очень «нордикоподобные» в том, что они не требуют костюмов, чтения ролей заранее, декораций и реквизита. Это, насколько я понимаю, веяние РМЛ — ролевых методических лагерей, таких недельных «слётов», где люди собираются и вместе пишут игры.

Такие игры чем хороши — их можно взять да и провести снова, сколько хочешь раз. Нет, потенциально так можно провести любую игру, и «упакованные» игры с готовыми вводными у нас стали немножко приживаться, но это относительно редко делается. И с ними наконец-то появляется возможность посоветовать игру другим людям. В смысле, вот я сходил в театр или кино, и говорю: «Отличная штука, обязательно сходи». А с играми всю жизнь как — «Я там был, вам стоило бы там побывать, но увы, это никогда не повторится». Я «нордикам» в этом плане завидовал — у них можно сказать «Я играл в такую чудесную штуку, на следующем фесте обязательно на нее сходи!»

Ну и в принципе можно было бы начать выпрашивать у людей «коробки» (упакованные игры) и проводить у нас тут, мол, смотрите чего заграница умеет. Но мне сразу показалось немаловажным, что эти игры делают такие же живые люди, как мы. В смысле, две руки, две ноги, одна голова с примерно тем же наэлектризованным жиром внутри, это всё МОЖНО ДЕЛАТЬ. Но когда автор игры где-то далеко и невесть кто, его легко мистифицировать. А ну как у него три ноги и две головы? А ну как это просветленные старцы в уральских горах игры пишут и с вершин на облачках спускают? Опять же, «Ларош нашел какую-то странную штуку, говорит, что она крутая, и хочет провести» не равно «Ты, дружище, можешь написать еще более странную и крутую штуку и этим всех осчастливить». Поэтому, решил я, надо везти мастеров сюда. Чтобы было видно, сколько у них голов, и можно было спросить, как они эти игры придумывают и пишут. Ну и «дружба-фройндшафт», что тоже мне показалось важным.

Очень помогло то, что первый же человек, с которым я эту идею толком обсуждал — Хэлка Ровэнион — тут же согласилась приехать и мы немедленно в декабре сделали «пилотный эпизод» проекта, когда привезли «Сацумские письма». Там, с одной стороны, всё оказалось супер-гладко, так что ко многим проблемам «запуска проекта в серию» я оказался не готов, а с другой стороны, необходимые шишки сразу же были набиты и учтены.

Короче (короче я не умею), я захотел привезти в Минск уральские игры, не требующие подготовки, и не прошло и полгода, как мне сделалось страшно от того, что они реально сюда едут.

«Сацумские письма» в Минске
Как получается, что все бесплатно?

У меня на «платность» игр давний пунктик. На «Blue Rose Cases» взносов не было, на давнишних играх МГ «Вереск» взнос был «сколько дадите». Я вижу, что когда у игры есть «цена», желание и возможность прийти на эту игру люди сравнивают с ценой. Ну вот даже психологически игра за рубль — это уже не то же самое, что бесплатная игра. Плюс игр много, школьники, студенты и бюджетники весной составляют целый финплан на сезон, и если ты хочешь привозить много павильонок (а я хочу привезти много), ты сразу бьешь людям по карману. Так что я сразу сказал людям, которых втягивал в эту авантюру: у нас есть много «мэтров», «олдовых» и прочих «динозавров», которые не обеднеют, если покроют расходы на игру, сделав ее бесплатной для участников — и тем самым они будут вкладываться в наше общее ролевое будущее, потому что вдохновленные «гостями» наши мастера будут делать игры и для этих «динозавров» тоже. Плюс обещание заезжему мастеру оплатить его дорогу сразу утраивает шансы на то, что он согласится приехать — а вносить эти расходы во «взнос на участие» прямо скажем неэтично. Так что расходы на игры компенсируются с помощью «краудфандинга немногих на благо многих». Дайте нам денег, пожалуйста, у нас хорошая же идея!

На кого это все рассчитано?

На всех! На лесных, городских, нордических, классических, играющих, скучающих — мы привозим то, чего вы у нас иначе не увидите, чтобы у вас расширился кругозор и забурлила фантазия. Ну и в этом смысле в первую очередь я хочу, чтобы на эти игры попали молодые мастера и те, кто станет ими завтра — чтобы они увидели, ну, что «так тоже можно делать».

Что будете делать, если желающих больше, чем мест? Есть какие-то критерии, кто окажется в первой очереди?

Ох, очень не хотелось бы вводить тут какие-то правила — я на «Сацумских письмах» заработал себе синяков на этой почве. Я поэтому прошу мастеров-гостей выбирать большие или безразмерные игры, чтобы все влезли. Или проводить одни и те же игры несколько раз. Соглашаются не все, но я делаю, что могу. Пожалуй что в случае большой очереди на участие я пойду к успевшим записаться «мэтрам» и буду ныть, что молодежи надо давать дорогу, что они сами могли бы съездить в Москву поиграть, а вчерашние студенты не могут себе этого позволить, что уступая место будущим мастерам, мэтры приносят пользу и себе тоже… Я очень хорошо умею ныть. Может быть, сработает.

Ну и я сам не играю ни во что из того, что мы привозим. Чтобы не занимать чье-то место. По возможности постараюсь попасть, как зритель или «подай-принеси» ассистировать мастеру, чтобы хоть одним глазком — вот и всё.

«Фестиваль игр живого действия» в Хабаровске
Как выбираются «мастера в гости»?

Ну начал я зимой с упрашивания мастеров игр, которые произвели на меня сильное впечатление. «Юра/Маша/Настя, я у вас так рыдал, так рыдал, вы просто обязаны привезти это минским ролевикам». А под разговор о своем «проекте» спрашивал, кого бы они еще посоветовали подключить. Назывались, в общем, одни и те же имена, их набралось два десятка. Большинство очень занятые люди, эти «два десятка» мы будем два года привозить, пока привезем. Ну и я надеюсь, что когда схема обкатается, будет проще привезти кого угодно. Кто-то где-то был на игре, им понравилось, они рассказали нам — мы организовали или помогли организовать это всё. Кто еще в планах? Как я уже сказал, их два десятка. Ну вот если перечислить тех, кто уже дал прямое согласие и только ищет, когда сможет приехать — то это Юрген (Некрасов), с игры которого вся история для меня и началась, один из организаторов «Школы Разработчиков РИ» Дионис, Стаська и Минкин из московского «Театра живого действия», снова привезем Хэлку обязательно.

Не жалко тебе нас, календарь вон какой плотный, игр много, на все и так не разорвешься? Что будешь делать, если на мастер приедет, а на него не придут?

Я уверен, что у нас огромное количество играющего люда — даже когда проходит игра на полторы сотни человек, в городе ещё остается уйма народу. И привозимые нами игры короткие — даже если в воскресенье утром ты всё ещё на полигоне, у тебя должна быть возможность вписаться в вечерний слот. Но, конечно, не хочется заставлять игроков выбирать. Поэтому среди возможных дат, которые мы предлагаем гостям, нету дат крупных (на больше чем 30 человек) белорусских игр, или игр, на которые планируются крупные выезды в другие страны. Мастера же предсказуемо стремятся в гости на большие праздники — когда сами не едут на какие-нибудь полигонные игры. Но на праздники кто-то непременно уезжает по разным социальным обязательствам. Так что совсем «чистых» дат не найдешь, приходится идти на компромиссы. Да, чем ближе к любой дате, тем больше альтернативных мероприятий на ней скапливается — но это произойдет с любыми датами, тут остается только грустить о несовершенстве календаря.

Какая помощь тебе пригодилась бы?

Как писали в интернете,

«Чем порадовать котенка

в этот хмурый понедельник?

Дайте денег дайте денег

дайте денег ДАЙТЕ ДЕНЕГ»

Извините, фрилансерская привычка — сразу говорить о деньгах. На самом деле в основном эти деньги всё равно уходят на аренду помещений, так что можно и предоставить свой большой удобный зал, если он у вас есть.

Добавить комментарий