Общение со СМИ: техника безопасности

Мы делаем сложные, интересные, захватывающие проекты, и часто хочется рассказать всему миру о своих впечатлениях, о таком прекрасном хобби, как ролевые игры. Иногда записи об игре в личном блоге кажется недостаточно и появляется идея дать интервью. Результат может вызвать глубокое разочарование и острый негатив со стороны товарищей-ролевиков. История знает несколько примеров и всегда были нарекания. Ожидания зачастую не совпадают с готовой статьёй или программой на TV. Давайте вспомним технику безопасности при общении со СМИ и попробуем выяснить, как лучше общаться с прессой и избежать всеобщего негодования в связи с результатом.

 

Подготовка к встрече

Для начала нужно найти журналиста. Желательно хорошего, проверенного, с которым вы знакомы и общались раньше. Который стерпит ваши правки и условия. Если вам предложили интервью – посмотрите на публикации этого автора до начала совместной работы. Будем честны, ваша статья про ролевые игры никому сильно не нужна, это не новость первостепенной важности. Поэтому если начать общение агрессивно, с кучей условий, от интервью просто откажутся: за время, потраченное на вас, можно сделать несколько других статей в ту же рубрику.
Договоритесь с журналистом о терминах, проведите ликбез о ролевых играх и запросите список вопросов. Затем тщательно продумайте, о чём будете говорить. Опытная в этих вопросах Гуру даёт вам несколько советов (далее её комментарии идут врезками). Самый важный из них: хороший материал — это тот, к которому вы подготовились.

Главное в работе со СМИ – это самостоятельная подготовка. Человек, который идет на общение с журналистами, должен четко осознавать, что он будет говорить. Запросите список вопросов, хотя бы приблизительный (чаще всего журналисты присылают, им самим так проще). Продумайте базовые формулировки – особенно терминологию и ее объяснение. Для себя составьте ключевые тезисы. На чем вы хотите сфокусировать внимание? О чем вы не хотите упоминать? Заранее подготовьте иллюстративный материал – сэкономите время и уменьшите стресс.

Интервью с ролевиками – это не брейкин ньюс. Сроки исчисляются днем-двумя, а не минутами. Журналисту нечего искать там сенсацию – поэтому он с большой вероятностью радостно возьмет заранее подготовленные материалы, которые избавят его от необходимости тратить время на поиски в гугле и соц.сетях.

Ликбез (не в форме интервью!) о базовых принципах хобби можно мотивировать тем, что самому журналисту будет проще и интереснее задавать вопросы. Опять же – заранее заготовьте хороший материал для ликбеза.

В любой публикации о ролевых играх есть момент, о котором мы не договорились. Я говорю о позиционировании РД. Как нам рассказывать о нашем хобби, чтобы оно выглядело привлекательным и меньше походило на дурдом на выезде? (Благо, появились живые квесты, – можно объяснять через них). Имидж ролевика, как человека с палкой и в занавеске, всё ещё доминирует в массовом сознании.  Сейчас речь о возможной почве для конфликта внутри субкультуры: ваше мнение, транслируемое через публикацию, обязательно кому-то не понравится. Не знаю, как правильно, но вам важно помнить, что вы не одни и представляете в том числе и других ролевиков. Вероятно, не стоит употреблять слова “кровавый”, “жестокий”, “наркотики”, “пытки” и далее по УК, даже если всё это художественные детали и средство достижения катарсиса.

Для предстоящего мероприятия типа фестиваля проще ограничиться пресс-релизом. Тут хотя бы можно спорить после публикации: я вам такого не отправлял. Поверьте, даже этот, казалось бы, готовый текст может претерпеть странные изменения. И поставить на общение со СМИ специально обученного или опытного в этом вопросе человека. Этого же человека лучше ставить перед камерой, если возникла такая необходимость. Не забывайте: очень редкие люди могут сказать в камеру именно то, что планировали.

 

На интервью

Итак, вы пришли на интервью. Беседа проходит неформально, вы расслабляетесь. В это время ведется диктофонная запись или ваши слова помечают в блокнотике. Спросить журналиста, ведется ли запись разговора, нужно обязательно. Неплохо также и попросить его прислать эту запись вам – на память, как сувенир, а не становясь в позу. Но журналист уже воленс-ноленс будет внимательнее при обработке записи. 

Если вы что-то говорите журналисту, чего не хотите видеть в тексте, – не поленитесь четко проговорить, что это «не под запись». Это, может, и не подействует – но вы сделали что могли.

Старайтесь держать в голове возможные последствия от каждой вашей фразы. Не давайте оценок коллегам, не ссылайтесь на конкретных людей без их согласия и лучше обойтись без точной географии полигонов.

Подготовка материала и работа с претензиями

Согласуйте не только текст, но и иллюстративный материал. Ваши коллеги по игре могут не обрадоваться, когда увидят свои лица на известном портале. На эту тему было уже несколько скандалов. Любая фотография размещается только с согласия автора фото и всех лиц, на ней изображенных. Здесь не только правила хорошего тона – фотограф может подать в суд, если его авторство не указано. Теоретически, последний момент должен отследить журналист – на самом же деле с претензиями знакомые ролевики пойдут в первую очередь к вам. Скорее всего, журналист пойдет на такое согласование – изданию проблемы не нужны.

Очень немногие готовы согласовывать текст. Все журналисты считают себя творческими людьми и крайне не любят правки в тексте от тех, кто не имеет, по их мнению, на это права (то есть, не от редактора и корректора).

Журналист, у которого сроки и злой начальник, будет делать всё быстро. Есть шанс, что в ущерб здравому смыслу. Даже если вам попался хороший профессионал, он мог просто неправильно вас понять. Итак, он записывает интервью, прикладывает к нему фотографии и отдаёт на вычитку. В случае с печатными СМИ может случиться ещё большая беда: в срочном порядке сокращать и править текст могут корректор, выпускающий редактор, верстальщик – потому что номер сдавать, а интервью не лезет в полосу. В этот момент не спрашивают даже автора. Журналист также может вставить иллюстрацию «от себя», картинку из гугла, по его мнению вполне подходящую – и вам может сильно не понравится. Поэтому спросите, не изменились ли иллюстрации.

Не забудьте узнать, как по итогу называется статья. Вдруг там написано: «В лесах под Минском открылся эльфийский бордель»?

Считается, что гарантии от искажений в тексте нет. Если вас всё-таки обидели в публикации, можно писать журналисту или редактору. Тираж не вернёшь, но в интернете можно исправить. Здесь можно пробовать ссылаться на статью 42 Закона о СМИ “Право на ответ”.

Сначала надо связаться с журналистом и выяснить, почему вас обидели. Как так получилось? Это журналиста слова или редактора? Если просим что-то убрать – то очень вежливо и аргументированно. Хорошо бы найти аргумент, в разрезе которого не устраивающие вас куски текста вредят самому ресурсу.

 

И напоследок:

Не надо видеть в журналисте врага. Надо видеть союзника. И как с любым союзником – с ним надо работать, объяснять, помогать, доносить свое видение и цели. Случаи, когда журналист приходит к вам, чтобы навредить – единичны. Он приходит за интересным материалом – так надо дать ему интересный и безопасный для вас контент.

Добавить комментарий