Эридан: Серьезный разговор о «платюшках»

szbxvxejcdiИнтервьюер: Манфред 

Отвечает: Эридан

Манфред: Эридан, ты известна в ролевом движении как разносторонний ролевик. И как мастер, и как игрок, и как актриса. Но в дополнение ко всему, у тебя есть огромный, окутанный мифами и легендами ролевой шкаф, где, по слухам, можно найти огромное количество костюмов, да и не только костюмов, но в том числе и вход в Нарнию, например. Ты сама знаешь, сколько у тебя платьев?

Эридан: Я не знаю точное количество, но сегодня, когда я перебирала костюмы, чтобы выбрать что-то достойное для фотосессии, я нашла 52 экземпляра, которые мне не стыдно показать. А в Нарнию отправляется все то, что показать уже стыдно.

М: И там, я так понимаю, не считано… А в целом, костюмы ты делаешь к каждой игре или бывает так, что используешь уже имеющиеся, либо комбинируешь что-нибудь?

Э: Безусловно, каждая ролевая игра – это повод пополнить шкаф и сшить себе еще один костюм. Такую возможность, понятное дело, упускать нельзя. Но случается, что тебе нужен не один костюм на игру или до игры осталось совсем мало времени, или у тебя сейчас нет денег… Вот тогда приходится доставать что-то из шкафа — либо уже готовое, либо перешивать что-то уже имеющееся и ехать в нем. Пришивать какие-то детали, новые элементы – переделывать рукава, к примеру, менять подолы, юбки, подъюбники, нижнее белье… И все это потом хранится и не выбрасывается, потому что – ну, а вдруг пригодится?

М:Нижнее белье?

Э:Конечно. Показывать на фотосессии его, может, и не пристало, но оно обязательно есть!

М: Верю-верю. Не буду об этом думать, чтобы не отвлекаться. А не жалко ли перешивать красоту?

Э: Иногда бывает жалко. Но чаще всего костюмы от перешивания не проигрывают. К тому же, практически всегда можно «откатить» костюм к первоначальному варианту. Чаще всего какая-то радикальная переделка костюма ни по времени, ни по трудозатратам, ни по вложенным деньгам не выигрывает у пошива, так сказать, с нуля.gwa4shnef2e

М: Продолжая развивать тему количества костюмов – в целом сколько обычно нарядов ты берешь на игру? Понятно, зависит от самой игры… но – как ты отбираешь, чем руководствуешься? Комфорт, роль, понты?

Э: Разумеется, на игру, которая идет всего несколько часов, два костюма везти бессмысленно. Но если игра длится два, три дня, то тут можно развернуться – вывезти костюмов побольше. Первый вопрос, который я себе задаю – может ли у моего персонажа быть несколько костюмов? Бывает так, что не только может, но и должно быть несколько нарядов. Ведь, к примеру, если мы играем в просвещённый девятнадцатый век – то приличный человек обязан переодеться к ужину.

Чем я руководствуюсь при выборе? Во-первых, правилами по костюму. Рекомендации мастера, общий визуальный ряд, который применим для этой игры. На втором месте – роль. Если я играю крестьянку, то не поеду в бальном платье. Комфорт, как мне кажется, тоже должен иметь значение. В неудобном костюме ты много не сыграешь. vwepkb7qe3y

М: Наверное, нужно задать такой вопрос. А ты спишь на играх в костюмах или в обычной одежде?

Э: Так уж выходит, что в этом интервью я слишком часто буду говорить, что все зависит от конкретной ролевой игры. И в этом вопросе – тоже. Если заявлена игра в формате «24 часа в сутки, нон-стоп» и я понимаю, что в мою комнату, в мою палатку или в то место под кустом, которое я нашла для ночлега, могут прийти другие игроки – то я, конечно же, не буду спать в джинсах и футболке. Я либо не буду снимать ролевой костюм вовсе, либо возьму с собой что-то, что может сойти за ночной наряд для конкретного сеттинга. У меня, кстати, есть несколько специально сшитых ролевых ночных сорочек.

М: Я одну таки имел счастье видеть и – да… Внушает! Но все же вернемся к теме комфорта.

Пусть костюм будем помощником, а не вредителем.

Э: Слушай, можно играть в ролевую игру практически в любых условиях: в холод, голод и под дождем. Но! Когда у человека (сейчас во мне проснулся психолог) не закрыты первые уровни пирамидки Маслоу, которые говорят ему, что надо бы быть сытым, выспавшимся, в тепле, здоровым… Так вот если этого нет, можно ли говорить, что он как-то должен исхитриться и реализовать третий, четвертый уровни? То есть социальные, творческие или эстетические потребности – всякие там разговоры, адекватное персонажу игровое поведение, логичные поступки, которые помогают игре, и прочее? Когда человеку неудобно или физически плохо, требовать от него красивой игры на самоотдачу иногда просто невозможно. Засуньте себе камушек в башмак и попробуйте станцевать вальс. Костюм для ролевой игры должен быть удобным. Пусть он будет помощником, а не вредителем. dscn1135

М: А вообще – не жалко все это тащить в лес? Оно такое красивое, а там – да с ним там все что угодно может случиться! Костюм может и порваться, и испачкаться так, что его невозможно будет вернуть в нормальное состояние. Мы же через раз на играх моделируем экстремальные ситуации. А персонаж в такие моменты не должен думать о чистоте подола … Что у тебя побеждает – вложенный в костюм труд или адекватность моменту?

Приходилось мне в красивых платьях и падать на колени в грязь, и лежать в засадах, и убегать от монстров, разрывая подол о сучья…

Э: Это все равно, что задать человеку вопрос – зачем ты покупаешь себе красивые туфли – будет же h9qnkfhsuriжалко ходить в них по асфальту. Костюм – это такой же инструмент ролевой игры, как все остальное. Если я везу какие-то расходники, которые я планирую оставить на игре – например, писчую бумагу и перья для писем – мне их не жалко. И костюм я делаю с конкретными целями. Я наверняка огорчусь и расстроюсь, если с ним случится что-то непоправимое. Но я не буду его беречь, если это идет в разрез с тем, что необходимо для роли. Приходилось мне в красивых платьях и падать на колени в грязь, и лежать в засадах, и убегать от монстров, разрывая подол о сучья… Если что-то случается с костюмом значит происходит так называемая «движуха», и костюм страдает, если персонаж находится в эпицентре событий. Так вот, острые эмоции в таких случаях обычно окупают все сполна.

М: Мы тут упоминали то, что костюм определяется сеттингом. Окей – но это очень общее понятие. Когда ты собираешься шить костюм, у тебя в голове все же есть конкретная картинка? Или по ходу дела ты творишь – что-то новое покупается, что-то изменяется? Особенно интересно, как действовать, если сеттинг авторский?

Э: Даже если сеттинг авторский, а не конкретный исторический хронотоп – мастера обычно имеют в голове «картинку» и дают отсылку, на что похожа одежда в этом мире. Вроде – «костюмы у нас похожи на Францию XVII века». Или мы говорим, что сеттинг у нас «условно славянка», но только кикиморы действительно существуют. И так далее. И когда тебе известны крупные вехи, широкие мазки, ты уже можешь попытаться создать образ у себя в голове и набросать эскиз или найти в интернете подходящую картинку. Можно эту картинку согласовать с мастером, здесь подпилить, тут добавить – и получить хороший костюм на выходе. За исключением случаев, когда мы имеем дело с историческими выкройками, костюм в процессе работы может видоизменяться и, возможно, будет отличаться от эскиза.

М: Пора переходить уже и к технической, исполнительской части, похоже. Материалы для платьев и костюмов – где ты их ищешь? Где находишь нужные ткани, фурнитуру и прочие элементы, которые используешь в создании костюмов?

bao1a374x68Э: Ха, а вот и минутка рекламы. Я на этот вопрос подробно отвечала на семинаре «Ролевой костюм за копейку и три бутерброда» на фестивале «Белый кролик». Предлагаю сейчас не засорять интервью списком – я каждому, кто ко мне обратится, выдам список адресов, явок и паролей. Для хорошего и даже очень хорошего ролевого костюма вполне достаточно белорусских магазинов: ГУМ, ЦУМ, Немига, Беларусь, а также небольших магазинов, которые называют «Мерный Лоскут» — туда свозят остатки тканей и стоят они там дешевле. Там не купишь три метра бархата, но для вставок, аппликаций и отдельных деталей – там все будет. Фурнитуру я предпочитаю покупать мелким оптом – для этого есть интернет-магазины, рынки – тот же Экспобел, Ждановичи. Там я могу купить пакет бисера, упаковку пряжек, шерсть и хлопок в больших мотках для вышивания… Еще подходящие нам ткани нередко бывают с секондах и конфискатах.

М: Давай сейчас ударимся в лирику. А есть ли у тебя самый-самый любимый костюм?

 

Э: У меня есть тройка фаворитов. Это платье, которое я сшила, когда играли в Робин-Гуда. Еще одно было сшито для игры «Орел и лилии» по Франции XVI века и третье делалось к «Охоте на ведьм» – тоже XVI век, но уже в Германии.

М: Костюм отчасти – лицо персонажа. Как ты отражаешь особенности персонажа в костюме? С примерами, желательно.

Невинные девушки одеты в бело-голубое, а коварные злодеи — в черное.

Э: Начнем с того, что костюмы многих персонажей известных сеттингов или книг уже описаны или же можно найти изображение его костюма на портрете. То есть, можно сделать платье узнаваемым, и это сразу играет нам на руку. Персонажа признают, вспомнят сразу все, что с ним связано, и будут реагировать соответственно. Следующий вариант, как можно обыграть особенности персонажа в костюме – это цветовая гамма. Невинные девушки одеты в бело-голубое, а коварные злодеи – в черное. Дальше – это особенно верно для исторических игр – есть определенные маркеры в костюмах. Например, дворяне носят перчатки, а замужние женщины покрывают волосы головным убором.

М: Такие детали реально помогали тебе в игре создать хороший момент?dscn1210

Э: И не раз! Мелкие фишечки вместе с тобой участвуют в игре. Представь, когда ты нанимаешь наемника, ты не просто даешь ему монетку, а небрежно бросаешь на стол кошель. Или повязываешь рыцарю перед турниром вышитый шарф. Или передаешь тайному возлюбленному платок с инициалами. Или расплачиваешься с кем-то за ценную услугу перстнем с собственной руки. Бесценны на РИ веера, поверх которых можно бросать томные взгляды на партнера по игре. Примеров сотни. И я думаю, что вот такие рюшечки и фишечки больше нужны ролевому костюму, чем дорогая ткань и шитье. Пусть лучше костюм будет простым, но адекватным, а время и силы вы потратите на создание мелкого антуража, который будет играть на вас.

М: И это расширит пространство игры, к тому же.

Э: Хотя вещи при этом «уходят», для хорошего дела – не жалко. Не перечесть, сколько батистовых платочков так и осталось у моих игровых воздыхателей.

 

М:Что-то мы говорим только от хорошем. Но были же наверняка какие-то неудачные, откровенно плохие решения? Такие, что и вспоминать не хочется, и никому повторять не посоветовал бы?

Э: Хотелось бы сказать, что нет, и все у меня идеально. Но увы – приходится признать, что бывают iuou8i7shc0проколы. Откровенно плохим решением для летней игры будет сочетание синтетики, синтетики и еще раз синтетики. Это поможет сбросить пару килограмм, но такой ценой, которую я бы и врагу не пожелала. Еще один неудачный момент – но я не то чтобы не советую его повторять и более того, сама повторять буду! – это шлейф. Шлейф не всегда удобен и, к сожалению, далеко не всегда красив. Дальше. Неудачное решение «номер три» – но во многих играх от него никуда не уйти – это застежки на спине. Вот вы когда-нибудь пытались надеть платье в палатке с крючками на спине и в отсутствии камеристки? И наконец, с большой вероятностью плохой идеей будет шить себе платье в пол, когда ты играешь в полевую РИ. В какой-то момент нужно погрешить против исторической истины и укоротить платье на ладонь. И жить станет гораздо легче.

 

М: А вот мы и пришли к теме «воротничкизма». Близка ли тебе такая философия? В плане реконструкционного подхода к костюму или стилизации – на какой ты стороне?

В создании ролевых костюмов я придерживаюсь театрального правила «трех метров» — то есть, с трех метров костюм должен быть опознаваем как наряд определенной эпохи.

dscn1047Э: Да, острый вопрос. Я считаю, что, если бы мы хотели заниматься реконструкцией костюма, мы бы пошли в реконструкторы, а не в ролевики. Для ролевой игры мне достаточно стилизации, которая силуэтом и крупными деталями будет похожа на век, период и источник, по которым мы играем. Если кто-то хочет себе латунные пуговицы и хлопковое кружево, хочет вышить платье вручную, уложить натуральными камнями или сшить его из натурального импортного бархата – это его право. Но требовать этого от обычного игрока ни мастер, ни окружающие не должны. В создании ролевых костюмов я придерживаюсь театрального правила «трех метров» — то есть, с трех метров костюм должен быть опознаваем как наряд определенной эпохи, подходящий определенному персонажу.

И натуральные ткани не обязательны – это удобство игрока и его выбор, не более. Благо, даже белорусский рынок сейчас имеет такие аналоги, которые если не пощупаешь – не отличишь от натуральной ткани. В целом придираться сейчас к костюмам на РИ – последнее дело. У нас хватает других тонких мест и недоработок, а костюм – дело десятое. С ним у нас в среднем по палате дело обстоит более, чем хорошо.

М: При этом отмечу, что все это мне говорит человек, у которого гора платьев с кучей ручной вышивки.

Одно мое хобби — играть в ролевые игры. Другое — создавать красивые костюмы.

Э: Для меня создавать костюмы – это еще одно хобби. Одно мое хобби – играть в ролевые игры. Другое – шить красивые костюмы. Зачем я буду требовать от человека, который разделяет со мной одно мое хобби, чтобы он непременно разделил и второе? И опять же – если мы возьмем любое из платьев, которые лежат в этой горе – ни одно из них не пройдет реконструкционные требования. Все они сшиты на машинке, больше половины из них синтетические. Если бы я захотела, я могла бы придраться к каждому своему костюму, но я не хочу – мне они нравятся.

М: Резюмируя – опиши, какую роль играет костюм на ролевой игре?

Э: Костюм – это в первую очередь картинка. А в ролевой игре есть куда более важные вещи. Мы проживаем ее в первую очередь через взаимодействия и диалоги. Костюм тут не то чтобы обязателен, но он сильно помогает. То есть это очень полезное вспомогательное средство. Но для многих важно, чтобы на игре был не только хороший сюжет, интересные разговоры и соответствие роли, но и красивая картинка. Что ж, почему бы и нет? Ведь повредить это вряд ли сможет. Опять же, стоит помнить про ту роль, которую могут сыграть в сюжете отдельные детали костюма. Так что костюм полезен, важен и нужен.

Dixi.

 

 

Добавить комментарий